Влияние компоновки цилиндров высокого и среднего давления паровых турбин на их термонапряжённое состояние при пусках и остановах при различных схемах байпасирования турбины
Аннотация
Рассматривается влияние высокотемпературных проточных частей паровых турбин с объединённым цилиндром высокого-среднего давления (ЦВСД) и с расположением роторов высокого (ВД) и среднего давления (СД) в отдельных корпусах, работающих в условиях двухбайпасных и однобайпасных тепловых схем, на их термонапряжённое состояние.
В условиях двухбайпасной тепловой схемы подача пара в турбину, повышение частоты вращения и начальное нагружение после включения турбогенератора в сеть осуществляется через цилиндры среднего и низкого давления. При этом цилиндр высокого давления работает в «противоточном» режиме с пропуском пара через байпасы обратных клапанов на его выхлопе и отводом этого пара в конденсатор через дренажи из корпуса цилиндра и пароперепускных труб высокого давления.
В условиях однобайпасных тепловых схем прогрев части ВД осуществляется на промежуточной частоте вращения при беспаровом режиме части СД, и далее, на начальной нагрузке после включения электрогенератора в сеть.
Анализ термических напряжений, возникающих при пусках из холодного состояния, показал, что объединение цилиндров высокого и среднего давления в один корпус приводит к снижению температурных напряжений в наиболее нагруженных «критических» элементах ротора высокого давления, которыми являются промежуточное уплотнение и галтель регулирующей ступени.
Существенные различия значений термических напряжений в наиболее нагруженных зонах ротора среднего давления при пусках из холодного состояния, а также в роторах высокого и среднего давления при пусках из горячего состояния для этих вариантов конструкций отсутствуют.
Для снижения напряжений в «критических» элементах ротора высокого давления при расположении его в отдельном корпусе необходим правильный выбор температуры предварительного прогрева, который может быть произведён расчётным методом с последующей проверкой в условиях эксплуатации. Для этого могут быть, в частности, использованы расчётные программы оперативного анализа термических напряжений -- счётчики ресурса.
В зависимости от принятой конструкции валопровода выявлены различные сечения роторов, являющиеся критическими с точки зрения их термонапряжённого состояния, определяющие продолжительность нагружения турбины и тем самым влияющие на вид графика-задания её пуска.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Радин, Ю.А. Компенсация осевых усилий высокотемпературных цилиндров паровых турбин в переменных режимах ПГУ [Текст] / Ю.А. Радин, И.А. Гришин // Теплоэнергетика. – 2019. -- № 6. -- С. 41.
Турбины паровые стационарные. Расчёт температурных полей роторов и цилиндров паровых турбин методом электромоделирования [Текст]: РТМ 24.020.16-73.
Физические свойства сталей и сплавов, применяемых в энергетике [Текст] / под ред. Б.Е. Неймарк. -- М.: Энергия, 1967.
Детали паровых стационарных турбин. Расчёт на малоцикловую усталость [Текст]: РТМ 108.021.1093-85. -- М.,1985.
DOI: http://dx.doi.org/10.34831/EP.2020.1069.8.001
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
© 1998 — 2024 НТФ "Энергопрогресс"
Адрес редакции:
129090, Москва. ул. Щепкина, 8, офис 101
Тел. (495) 234-74-17
E-mail: el.stantsii@gmail.com, el-stantsii@yandex.ru